Тульская гармонь

Тульская гармонь

Предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники. Ведь отечественное производство гармоник началось именно в Туле. Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами – братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской.

Примерно с 1820 году производство простых ручных гармоник в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики начал оружейник Тимофей Воронцов.

А 1830 году оружейник Иван Сизов привез с Нижегородской ярмарки простейшую 5-ти клапанную гармошку. Сначала он открыл гармонную мастерскую, в которой, копируя этот образец, стал изготовлять такие же, а затем организовал у себя и массовое производство гармоник.

Наиболее значимой фабрикой гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых, которая в основном специализировалась на выпуске двух- и трехрядных венских гармоник.

Об успехах этой фабрики свидетельствует то, что в 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух- и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905–1907 гг. фабрика начала изготавливать и трехрядные хроматические гармоники – «левая по правой (выборные) и ножные басы», которые к 1914 г. были отмечены золотой, и тремя серебряными и бронзовыми медалями.

Тула была главным поставщиком гармоник для всей Российской империи. Звуковые возможности гармоней, ввозимых из-за границы, не удовлетворяли русских музыкантов, а к тому времени уже проявилась одна из художественно-стилевых особенностей тульских гармоней – их неповторимое камерное звучание.

Среди гармонных мастеров конца XIX века особенно выделяется Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал гармонную мастерскую, где работал с 6-ю своими сыновьями, самым талантливым из которых был Геннадий: в 1907 году Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордового набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Генадия Чулкова применяется на всех «венских» гармониках, что придает всем произведенным в Туле гармоникам особое художественно-стилевое звучание басовых партий.

Уже первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но в то же время имели существенный изъян – у гармоник отсутствовал хроматический строй, что ограничивало музыкально-художественные возможности инструментов. Создание гармоники с хроматическим строем стало первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.

Одним из усовершенствователей и пропагандистов гармоники был тульский мещанин Николай Иванович Белобородов (15 февраля 1828 – 28 декабря 1912). В 1870-е гг., стараясь расширить ее возможности, он предложил мастеру Леонтию Алексеевичу Чулкову изготовить инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера.

Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой, включавшей не только семь основных нот, как обычно, но пять полутонов. Первый ряд был оставлен таким же, как в обычной тульской гармонике с русским строем, а хроматические полутона были вынесены во второй ряд. Такое расположение давало возможность быстро освоить новшество всем, кто был знаком с русской двухрядной гармоникой. Новая хроматическая гармонь получилась не только необыкновенно певучей, но и внешне красивой: в отделке были использованы древесина кипариса (предположительно), слоновая кость, кожа, перламутр, поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация. Увидеть первый экземпляр изобретенной Белобородовым хроматической гармоники можно в одной из комнат мемориального музея Николая Ивановича Белобородова.

В середине 1880-х г.г. Николай Иванович Белобородов создает кружок любителей игры на хроматических гармониках, участники которого в начале 1890-х гг. составили костяк первого оркестра гармоник. Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Один из них – Кальбе – от имени австрийской фирмы уговаривал Николая Ивановича Белобородова продать патент на свое изобретение. Но, будучи подлинным патриотом России, Белобородов, наотрез отказался это сделать, даже не смотря на тяжелое материальное положение. Деятельность оркестра продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В дальнейшем ученик и соратник В. П. Хегстрем возобновил дело, начатое Белобородовым. Заслуги нашего земляка состоят в не только в создании хроматической гармоники новой конструкции, но и в организации первого в мире оркестра гармоник, который стал образцом для множества больших и малых оркестров из гармоник и у нас, и за рубежом.

Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский гармонист Орланский - Титаренко назвал «баяном».

В 1950 году на фабрике была начата работа по дальнейшему улучшению конструкций и внешнего вида, по расширению ассортимента музыкальной продукции.

По звучности тульские баяны прекрасно зарекомендовали себя. До сих пор бытуют такие выражения «тульский баян», «тульские басы» и т. д. Много внимания уделялось и внешней отделке. Корпуса то обклеивались шпоном в виде набора из разных пород дерева, то покрывались, как панцирем, металлическим орнаментом. Складки мехов переливались то темно-синим, то фиолетовым, то малиновым атласом.

В 1951 году за выпуск изделий высокого качества фабрика удостаивается Диплома ВДНХ I степени.

Основным достоинством тульских баянов стало то, что в левой клавиатуре был расположен готово-выборный механизм: готовые аккорды при переключении разъединялись на отдельные звуки, образуя звукоряд. Это давало возможность музыкантам почти неограниченно расширять репертуар за счет произведений, написанных для фортепиано, скрипки, органа.

В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения «Мелодия». Коллектив объединения стремился, чтобы выпускаемые инструменты не только радовали любителей, но и удовлетворяли взыскательные вкусы музыкантов-профессионалов. За высокое качество инструментов выставочный комитет ВДНХ отметил изделия предприятия серебряными и бронзовыми медалями.

Тульский баян экспонировался в 1967 г. на международной выставке в Монреале.

В Туле в то время производилось более половины советских баянов. Высококлассные, уникальные многотембровые баяны «Левша» были в 1970-е годы отмечены различными медалями. Баяны «Родина», «Русич», «Мир» звучали на лучших сценах мира.

На всесоюзных смотрах-конкурсах музыкальных инструментов высших наград удостаивались баяны «Родина», «Мир», «Тула-203», «Тула-204», «Тула-401». Среди их создателей Юрий Павлович Маторин, Виктор Васильевич Проскурдин и другие мастера.

Заказные изделия изготавливались и изготавливаются под руководством и при участии заслуженных деятелей культуры, разработчиков многотембровых баянов, которые до нынешних времен сохраняют художественно-стилевые особенности тульских баянов.

В настоящее время «Тульская Гармонь» не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его. Следование народным традициям позволила создать уникальный музыкальный инструмент – баян «Русь» (патент № 2000126346 от 20 октября 2000 года). Тульские баяны звучали и звучат и у нас в стране, и за рубежом в руках прославленных исполнителей.

Известные в стране и в мире ансамбли играют на Тульских баянах: Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», Государственный русский народный хор им. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца и многие другие.

Новое поколение музыкальных инструментов отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым музыкантами. Неоднократно изделия тульских мастеров были отмечены на различных конкурсах, выставках и ярмарках.

 

 


ХИТ

Аккордеон «Тула» А-1

Аккордеон «Тула» (А 1) - 41х120-IV-13/6, 4-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая ч..

89 500 р.

ХИТ

Аккордеон «Тула» А-2

Аккордеон «Тула» (А 2) - 41х120-III-7/2, 3-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая ч..

62 500 р.

ХИТ

Аккордеон «Тула» А-3

Аккордеон «Тула» (А 3) - 34х72-III-5/2, 3-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая ча..

44 900 р.

ХИТ

Аккордеон «Тула» А-4

Аккордеон «Тула» (А 4) - 37х80-III-7/2, 3-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая ч..

51 200 р.

ХИТ

Аккордеон «Тула» А-5

Аккордеон «Тула» (А 5) - 37х96-III-7/2, 3-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая ч..

54 200 р.

ХИТ

Аккордеон «Тула» А-6

Аккордеон «Тула» (А 6) - 34х60-III-5, 3-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая час..

41 700 р.

ХИТ

Аккордеон «Тула» А-7

Аккордеон «Тула» (А 7) - 26х48-II-3, 2-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая част..

36 900 р.

ХИТ

Аккордеон «Тула» А-8

Аккордеон «Тула» (А 8) - 26х72-II-3, 2-х голосный, с готовым аккомпанементом. Описание: Правая част..

37 900 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА-209» БН-37

Баян «ТУЛА-209» (БН 37) - 92/55х100-II двухголосый, ученический, 5-ти рядный, с готовым аккомпанемен..

42 900 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА-209» БН-37-1

Баян «ТУЛА-209» (БН 37-1) - 92/55х100-II двухголосый, ученический, 5-ти рядный, с готовым аккомпанем..

150 570 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА-209» БН-49-3

Баян «ТУЛА-209» (БН 49-3) - 92/55х100-II двухголосый, ученический, 5-ти рядный, 3 регистра, с готовы..

63 500 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА-210» БН-39

Баян «ТУЛА-210» (БН-39) - 55х100-II двухголосый, ученический, 3-х рядный, с готовым аккомпанементом,..

41 900 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА-210» БН-39-1

Баян «ТУЛА-210» (БН 39-1) - 55х100-II двухголосый, ученический, 3-х рядный, с готовым аккомпанементо..

150 570 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА-210» БН-39-2

Баян «ТУЛА-210» (БН 39-2) - 55х100-II двухголосый, ученический, 3-х рядный, 3 регистра, с готовым ак..

61 870 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА» БН-10

Баян «ТУЛА» (БН 10) - 107/64х120-III-7 трехголосный, 5-ти рядный, 7 регистров, многотембровый, с гот..

205 480 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА» БН-11

Баян «ТУЛА» (БН 11) - 107/64х120/55-III-7 трехголосный, 5-ти рядный, 7 регистров с права , 2 регистр..

252 470 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА» БН-12

Баян «ТУЛА» (БН 12) - 92/55х120/50-III-7 трехголосный, 5-ти рядный, 7 регистров с права , многотемб..

225 860 р.

Баян «ТУЛА» БН-13

Баян «ТУЛА» (БН 13) - 92/55х100-III-7 трехголосный, 5-ти рядный, 7 регистров с права , многотембровы..

168 400 р.

Баян «ТУЛА» БН-13-1

Баян «ТУЛА» (БН 13-1) - 92/55х100-III-7 трехголосный, 5-ти рядный, 7 регистров с права , многотембро..

262 900 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА» БН-16

Баян «ТУЛА» (БН 16) - 61х120-II двухголосный, концертный, 3-х рядный, цельнопланочный, с готовым акк..

217 800 р.

Баян «ТУЛА» БН-19

Баян «ТУЛА» (БН 19) - 107/64х120-II двухголосный, концертный, 5-ти рядный, цельнопланочный, с готовы..

230 900 р.

Баян «ТУЛА» БН-21

Баян «ТУЛА» (БН 21) - 107/64х120-II двухголосный, концертный, 3-х рядный, цельнопланочный, с готовым..

228 900 р.

Баян «ТУЛА» БН-22

Баян «ТУЛА» (БН 22) - 67х150-II двухголосный, концертный, 3-х рядный, цельнопланочный, с готовым акк..

225 800 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА» БН-41

Баян «ТУЛА» (БН 41) - 46х80-II двухголосный, 3-х рядный, ученический, детский, с готовым аккомпанеме..

39 870 р.

ХИТ

Баян «ТУЛА» БН-42

Баян «ТУЛА» (БН 42) - 40х60-I одноголосная правая механика, двухголосная левая механика, ученический..

39 870 р.

Баян «ТУЛА» БН-46

Баян «ТУЛА» (БН 46) - 77/46х37-II двухголосный, ученический, 5-ти рядный, детский, с выборным аккомп..

38 950 р.

Баян «ТУЛА» БН-50

Баян «ТУЛА» (БН 50) - 92/55х120/50-II двухголосный, ученический, 5-ти рядный, с готово-выборным акко..

110 570 р.

Баян «ТУЛА» БН-50-2

Баян «ТУЛА» (БН 50-2) - 92/55х120/50-II-3 двухголосный, 3 регистра, ученический, кусковая планка, 5-..

120 400 р.

Баян «ТУЛА» БН-51

Баян «ТУЛА» (БН 51) - 77/46х80-II двухголосный, детский, ученический, кусковая планка, 5-ти рядный, ..

39 870 р.

Баян «ТУЛА» БН-53

Баян «ТУЛА» (БН 53) - 55х120/50-II двухголосный, ученический, кусковая планка, 3-х рядный, с готово..

100 500 р.

Показано с 1 по 30 из 52 (всего 2 страниц)
markerОткрыть карту